Наверх
Размер:
  • A
  • A
  • A
Цвет:
  • C
  • C
  • C
  • C
  • C
Изображения
  • Вкл.
  • Выкл.

Уважаемые педагогические работники, ветераны отрасли, участники совещания!

От имени администрации городского округа и от себя лично горячо и сердечно поздравляю всех присутствующих с Днем знаний и новым учебным годом!

Сегодня нам предстоит поговорить не только о наших достижениях, успехах, но и вместе проанализировать нерешенные вопросы, обсудить стоящие перед системой образования города задачи на новый учебный год.

Восточная мудрость гласит: «Если ты планируешь на 1 год – выращивай зерно, если на несколько лет – сажай деревья, если на столетия – обучай и воспитай учеников». Именно от того, насколько современной нам удастся сделать систему образования, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

20 августа в городе Нефтекамске состоялся республиканский педсовет. Совещание проходило под девизом «Единое открытое образовательное пространство». Глава Республики Рустэм Закиевич Хамитов в своем выступлении обозначил актуальные вопросы дальнейшей модернизации образования, повышения качества знаний детей, проведения грамотной профориентационной политики. Разговор состоялся серьезный.

Среди главных задач, которые руководитель республики поставил перед работниками отрасли: обдуманное строительство новых детских садов, развитие частных школ и дошкольных учреждений, формирование целостной системы электронного образования, внедрение в учебный процесс образовательных IT-ресурсов, необходимость популяризации рабочих профессии, повышение конкурентоспособности высшей школы республики на российском и международном уровнях.

Хотел бы начать разговор с исполнения Майского Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Указа, касающегося 100% обеспечения детей в возрасте старше трех лет местами в дошкольных учреждениях. В городском округе город Октябрьский на начало 2015-2016 учебного года на учете для получения места в дошкольном учреждении состоят только дети, не достигшие трехлетнего возраста. Получить данный результат удалось за счет введения в эксплуатацию двух новых детских садов, а также за счет увеличения проектной мощности групп в уже действующих дошкольных учреждениях. В декабре текущего года запланировано введение еще одного детского сада в 34-м микрорайоне. Но здесь есть и подводные камни. Нам необходимо проанализировать целесообразность строительства новых объектов, с учетом реальной демографической ситуаций. Сейчас взрослеет поколение, которое родилось в начале 90-х годов. Тогда рождаемость была очень низкая, соответственно, в ближайшее время возможна снижение демографических показателей по рождаемости. И тогда встанет вопрос, что делать с невостребованными дошкольными учреждениями. Отделу образования уже сегодня необходимо составить Дорожную карту использования площадей детских садов, продумать вопрос об открытии на базе дошкольных учреждении начальных школ, комплексных центров о которых говорил Рустем Закиевич на конференции педагогов в Нефтекамске. Также хотел обратить внимание на проблему, давно существующую в городе. Это наличие второй смены в ряде учебных образовательных заведений. Данный факт говорит о востребованности школы, о ее хороших результатах, но вторая смена не способствует успешному развитию ребенка. Отзанимавшись в первой половине дня в учреждениях допобразования, ребенок идет на занятия уже уставшим. И даже если он утро провел дома, его уровень усвоения учебной программы все равно будет ниже, чем если бы он учился в первую смену. Перед нами стоит задача: предпринять максимально возможные меры для устранения второй смены, что положительно скажется на качестве образования, развитии творческого потенциала подрастающего поколения.

Говоря о качестве образования, обращусь к обобщенному результату учебной деятельности школьников на протяжении 11 лет. Этим результатом являются баллы, полученные на ЕГЭ и поступление выпускников в учреждения профессионального образования. Начнем с хорошего. Единый государственный экзамен в 2014/2015 учебном году в нашем городе прошел без нарушений. По ряду предметов показатели ЕГЭ в городском округе выше средне республиканских. Обращаю ваше внимание, в понятие средне республиканские включены показатели, как городов, так и районов. В сравнении с городскими округами позиция Октябрьского далека от идеальной. Предлагаю проанализировать и сравнить итоги ЕГЭ среди восьми городов республики. Выпускники Октябрьского продемонстрировали лучшие результаты по сравнению с городами республики по математике профильной и химии – это первые строчки в рейтинге. По предмету информационно-коммуникационные технологии мы занимаем вторую позицию, по географии - третью. По остальным предметам мы не поднимаемся выше 4-го места - это средний результат по городу по английскому языку; пятую строчку рейтинга занимают русский язык, история, обществознание; шестая позиция по базовой математике и биологии. Замыкает рейтинг – седьмой результат – по литературе.

Думаю комментарии здесь излишние, прошу лишь обратить внимание на русский язык и базовую математику - обязательные предметы. А также, хоть и по результатам сдачи информационно коммуникационных технологий мы вторые, но из 48 человек, выбравших для сдачи этот экзамен, 5 не набрали минимального порога. Закончить данный блок хотел бы на позитивной ноте. В прошлом учебном году 63 выпускника успешно окончили школу и были награждены медалью «За особые успехи в учении».

На протяжении многих лет на августовской конференции, в рамках расширенного заседания депутатов органов местного самоуправления в феврале мы поднимаем проблему кадрового обеспечения предприятий городского округа. По данным центра занятости современному обществу требуются рабочие специальности и инженеры-специалисты технических направлений. В доведении вышеозначенной информации до старшеклассников огромная роль принадлежит вам, уважаемые педагоги. Увы, работа по профориентации с выпускниками в системе образования отошла на второй план, приоритет получила мода на те или иные специальности, получив которые молодые люди не находят применение полученным знаниям. Результат профориентационной работы проводимой в школах наглядно виден по выбору и поступлению учащихся в ВУЗы и техникумы. В этом году в ВУЗы поступило 352 молодых человека, 79,3% выпускников. Из них техническое направление выбрали меньше половины. Свой выбор в пользу рабочей профессии сделали около 20% вчерашних выпускников.

Мы живем в обществе глобальных технологий, в век компьютеров и Интернета. Дети «с младых ногтей» становятся уверенными пользователями современных гаджетов. Использование в обучении компьютерных технологий и Интернет–сервисов выступает мощным стимулом к более успешному освоению школьной программы. Наработки в городе есть: все школы подключены к сервису «Электронный дневник», в 12 учебных заведениях внедрены системы автоматизированного составления расписания и электронная отчетность, на уроках применяются интерактивные доски, закуплен интерактивный 3D- класс. С 2016 года планируется внедрение электронных учебников. Хотел бы обратиться с просьбой к педагогам: искусственно не сдерживайте стремление детей осваивать новое с использованием современных технологий; продуктивная, полезная работа в Интернете обогащает знания, способствует развитию ребенка. Пусть лучше они ищут там расширяющий кругозор, знания по предмету материал, чем тратят время на бесполезные игры, общение в соцсетях.

Уважаемые педагоги, работники системы образования! Остановлюсь еще на трех моментах: воспитательная работа и развитие творческого потенциала, обеспечение безопасности школьников, ремонт и благоустройство образовательных учреждении. Деятельность школы строится на неразделимой триаде: образование, обучение и воспитание. Исключив последнюю составляющую, мы вырастим грамотную, но бездуховную личность.

В муниципальном образовании неустанно проводится работа с талантливой молодежью. Инструментами поиска и поддержки одаренных детей в городском округе традиционно являются олимпиадное и конкурсное движение, проведение научно-практических конференций учащихся. В 2014/2015 учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 2577 учащихся 5-11 классов (44%), из них двое, воспитанники школ №№9 и 20 стали призёрами заключительного этапа. Для развития ребенка как полноценной, разносторонней личности, не малую роль играет развитая сеть дополнительного образования. Современная система дополнительного образования городского округа предоставляет возможность учащимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведсческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. В прошлом учебном году в пяти учреждениях дополнительного образования воспитывалось около семи тысяч детей и подростков. Задача этого года сохранить и преумножить данный показатель. В Октябрьском строятся современные спортивные доступные объекты. В прошлом году открылись две универсальные спортивные площадки, одна около 17-й школы, вторая в 35-м микрорайоне. В начале августа, в рамках празднования Дня физкультурника была открыта универсальная спортплощадка возле гимназии №2. В ближайшей перспективе открытие аналогичных спортсооружений в районе школ №№8 и 20, в городских парках идут работы по строительству площадок для варкаута. Все эти шаги направлены на вовлечение молодежи занятиями спортом и физической культурой. Кроме того, данные сооружения позволят учащимся в комфортных условиях готовиться и в последующем сдать нормы ГТО.

Вопросы безопасности образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что в наши дни дети подвергаются большим рискам, школьному персоналу, родителям необходимо больше внимания уделять этому вопросу. Охрана здоровья и жизни детей во время занятий полностью ложится на плечи руководства образовательного учреждения, педагогов. Техническое состояние здания, в том числе противопожарное, контроль за посетителями учреждения, навыки безопасного поведения на улице, в общественных учреждениях далеко не полный перечень требующей проработки на уровне педагогических коллективов. Современные дороги и их участники – еще один источник повышенной опасности. К сожалению, дети не всегда соблюдают правила дорожного движения. Нам просто необходимо доводить до сознания молодых людей, что безопасность их, как пешеходов, велосипедистов и скутеристов, зависит от них самих! С этого года вступает в силу новое требование по обеспечению безопасности детей на дорогах около учреждений образования. Согласно им возле образовательных учреждений должны быть установлены пешеходные светофоры; ограждающие заборы, чтобы дети не выбегали на дорогу; нанесена двухцветная – бело-желтая разметка и организованы естественные препятствия, так называемые «лежащие полицейские». Наши школы и детские сады географически расположены в разных условиях, некоторые внутри микрорайонов, другие выходят на оживленные улицы. При выполнении данных требований, нужен индивидуальный подход к каждому учебному заведению, но выполнить требования необходимо по максимуму! Прошу учесть в работе.

Две новые угрозы, которые стали актуальны в последнее время. Это распространение религиозного экстремизма, вовлечение молодежи в деструктивные религиозные течения. Ваше мнение, уважаемые педагоги, воспитатели, авторитетно. У вас есть возможность разъяснять духовно неокрепшему, находящемуся в поиске поколению, различия между правдой и ложью, истинным и навеянным извне. В этом году встречи духовных лидеров с учащимися будут продолжены, и это станет серьезным подспорьем. Прошу вас быть внимательными к детям. Малейшие изменения поведения, взглядов должно вас насторожить. Помните, пожалуйста, случай произошедший со студенткой из благополучной семьи, увлекшейся радикальным исламом и предпринявшей попытку выехать в ИГИЛ весной этого года. Несмотря на то, что сегодня социальные сети являются значимым аспектом жизни современной молодежи - информационный источник и средство общения - детей нужно оберегать от ненужной и опасной информации. И еще одно, требующее повышенного внимания - профилактика суицидов среди несовершеннолетних. К сожалению, статистические данные в нашем городе не имеют нулевых показателей: 5 случаев суицидальных попыток, 2 из которых оказались завершенными. В работу по профилактике суицидального поведения должны включаться не только специалисты-психологи, но и все работники и службы, непосредственно контактирующие с детьми и подростками, а именно классные руководители, КДНиЗП, отдел опеки и попечительства, социальные службы. Именно они должны выявлять детей и подростков в социально - опасном положении и принимать меры по его коррекции. Считаю, нам необходимо вернуться к вопросу работы социально-психологической службы и обеспечению образовательных учреждений школьными психологами. На сегодняшний день они остались только в трех образовательных учреждениях.

Не будем подробно останавливаться на вопросах проведения ремонтных работ в учебных заведениях. Все школы, садики активно готовились к новому учебному году. Всего израсходовано более 53 млн. руб., из республиканского и местного бюджетов. В канун нового учебного года подведены итоги конкурса благоустройства пришкольных участков. Все образовательные учреждения участвовали в конкурсе «Октябрьский – город цветов» и уже определены победители среди них. Среди гимназий первое место у гимназии №2, среди средних общеобразовательных учреждений у школ №№1, 13, 22, а среди учреждений дополнительного образования пальма первенства у дворца детского и юношеского творчества. Хочу поблагодарить за большую проделанную работу по подготовке к новому учебному году педагогические коллективы и родительские комитеты, руководителей образовательных учреждений; особые слова благодарности руководителям промышленных предприятий, представителям бизнес сообщества за поддержку и оказание помощи в подготовке к новому учебному года.

Уважаемые участники конференции!

В следующем году октябрьцев ожидает большой юбилей - 70-летие со дня образования нашего города. С июля в Октябрьском дан старт подготовки к проведению этого торжества. В социальной сфере запланированы мероприятия, направленные в первую очередь на патриотическое воспитание детей и подростков, ознакомление их с историей становления и развития города, с людьми, внесшими большой вклад в развитие Октябрьского.

Через считанные дни начинается учебный год с его новыми заботами, радостями и тревогами. Если каждый учитель и педагог будет строить свою работу на современных принципах, то мы сможем дать новому поколению октябрьцев и знания, и здоровье, и соответствующее духу времени воспитание.

Наша общая задача – помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Убеждён, что благодаря вашим усилиям, профессионализму и ответственности наши школы станут центром знания, творчества и информации, насыщенной интеллектуальной, культурной и спортивной жизни. Я всех вас поздравляю с началом учебного года. Желаю хорошего настроения и положительного настроя на весь трудовой год. Успехов вам в вашем ответственном деле по формированию человеческого потенциала, нашего общего будущего.

Спасибо за внимание!


Возврат к списку