Наверх
Размер:
  • A
  • A
  • A
Цвет:
  • C
  • C
  • C
  • C
  • C
Изображения
  • Вкл.
  • Выкл.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов
  1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;

- нормативные и иные правовые акты Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан;

- постановления Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан по вопросам организации работы администрации.

Муниципальные правовые акты, подразделяются в зависимости от регулируемых ими отношений на:

а) нормативные муниципальные правовые акты - решения органа местного самоуправления, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила на территории городского округа;

б) решения органа местного самоуправления, должностного лица, не являющиеся нормативными правовыми актами и имеющие индивидуальный характер;

Порядок обжалования муниципальных правовых актов, установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

2. Обжалование муниципальных правовых актов

в порядке гражданского судопроизводства.

Дела, об оспаривании муниципальных правовых актов, суд общей юрисдикции рассматривает:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

Заявления граждан и организаций об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов подаются в районный (городской) суд по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления, принявших муниципальный нормативный правовой акт в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении, судья отказывает в принятии заявления.

Ненормативные муниципальные правовые акты обжалуются в порядке оспаривания решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд, орган местного самоуправления, к должностному лицу.

К решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, решение которых оспариваются.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов органов местного самоуправления установлен главами 24 и 25 Гражданского процессуального Кодекса РФ

3. Обжалование муниципальных правовых актов

в порядке арбитражного судопроизводства.

Заявления об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подаются в арбитражный суд в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными АПК РФ.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений органов местного самоуправления, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого, органом местного самоуправления, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа местного самоуправления, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагается текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений указанных органов и лиц.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных муниципальных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение.

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения.

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением.

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение.

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления установлен главами 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации


Возврат к списку